Константин Кеворкян: Русские, предавшие русских

Константин Кеворкян: Русские, предавшие русских

Люди, говорящие и мыслящие на русском языке проклинают русских, интеллигенты, взращенные на русской культуре, публично отрекаются от нее, люмпен-персонажи, носящие русские имена и фамилии, визжат на площадях, требуя волочить "москаляку на гиляку".

Как такое могло получиться? Неужели в некоторых русских, живущих на Украине, вселился бес украинского национализма?

Нет, они остаются в пределах медицинской нормы, деятельно отстаивают свои убеждения, и даже в чем-то являются логичными и последовательным. Но ведь началось это не в феврале сего года, и не во время "оранжевой революции", и даже не со времени провозглашения независимости Украины.

Люди отрекаются от своего народа в том случае, если они его презирают, если у них исчезает предмет для гордости за то сообщество людей, к которому они принадлежат по праву рождения.

Отечественная культура с Петровских времен пропитана подражательством по отношению к Европе. Этот факт становился предметом ожесточенных дискуссий славянофилов и западников еще в XIX веке.

Динамично развивавшийся Европейский континент, с его техникой и наукой, философией и правом, культурой и искусством манил значительную часть общества, часто приводя к механическому и бездумному заимствованию чужого опыта, вне зависимости от того насколько он был применим в отечественных условиях.

От желания сделать "побыстрей" и "как у них" насильно пудрили букли гатчинских гвардейцев Павла Первого и рождались масонские мечтания Пьера Безухова, российское дворянское общество исступленно подражало парижским модам и английским методам ведения хозяйства, а демократы-разночинцы заимствовали приемы революционного террора и социальные теории.

Много хорошего действительно было перенято, но много взято слепо и на веру. Веру в то, что иностранная мода однозначно лучше отечественного опыта.

А что же простой гражданин? Естественно, когда элита мыслит исключительно категориями подражания иностранному, обыватель, подтягиваясь до уровня вышестоящих начальников, начинает действовать в этом же ключе: разговаривать на "смеси французского с нижегородским" или, согласно очередной моде, обнажать заведомо кривые ноги, искренне считая это признаком "цивилизованности".

Обыватель инстинктивно подражает культуре высших слоев общества, но культура эта, как выясняется по ходу дела, заимствованная. Значит "свое" - это изначально отсталое, провинциальное; вот и вышестоящее начальство "своим" брезгует.

С появлением на исторической сцене советской элиты ситуация только усугубилась. Вчерашние мелкие чиновники, матросы и рабочие недолго наслаждались своим положением авангарда революционного движения в мире.

Им, непривычным к самостоятельности, как хлеб была нужна моральная поддержка Запада - родины прогрессистских теорий, то есть система внешних координат, с которой они могли сверить правильность выбранного курса. "Мы авангард? Ведь правда?" И европейский наблюдатель благосклонно кивает: "Да, действительно, любопытный эксперимент".

Потом, в зависимости от настроения, кивать перестает. И привыкшее жить категориями подражательства общество впадает в панику: "Мы сбились со столбовой дороги цивилизации! Мы больше не авангард! Мы вообще черт знает где!"

И кто же заблудшим виноват? Разумеется, их неумение (нежелание) следовать очередным "передовым образцам" цивилизованного общества, сегодня - "общества потребления". Чужое привычно становится лучшим, а своего - "туземного" - прогрессивному либералу, напялившему на себя тогу просвещенного европейца, следует тщательно избегать. И в поступках, и даже в мыслях.

Некоторые русские перестают быть русскими не потому что они "плохие" - наоборот, они хотят выглядеть "лучше", "качественней", "респектабельней".

Дескать, они - "истинные" европейцы, и, как обязательное следствие, "демократы".

Русская знать в начале XIX века подражала европодобным полякам (только что вольнолюбиво профукавшим собственное государство), а русский либерал в начале XXI века будет тянуться к "героям майдана" лишь на том основании, что они словоблудят о демократических ценностях (попутно истребляя тысячи мирных сограждан). Он уже привычно стесняется своего происхождения, своего языка, своей национальной культуры.

Назойливое стремление отечественного либерала стать "европеоидом" диктует ему модель поведения, в которой он якобы приближается к "западному стандарту". И, если политическая мода указывает ему "отречься от старого мира", то он - как досадный анахронизм - сознательно начинает топтать свою русскость, переходить на плохой французский или ломаный украинский.

И - самое страшное - приветствовать, оправдывать и поощрять убийство русских соотечественников.

Манкурт не задумывается, насколько он омерзителен в своем пресмыкательстве. И гадок не только для соотечественников, но и для думающих европейцев. Всех тех, кому политическая помойка не заменила истинную Родину и родной язык.

Константин Кеворкян, писатель, режиссер.

 

Справка

Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова "Буранный полустанок"  - это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве. Слово "манкурт" стало нарицательным, что используется в публицистике. В русском языке появился неологизм "манкуртизм".

 


432

Новости партнеров

Загрузка...
Загрузка...