Харьков, 22 февраля.
После того как в пятницу, 20 февраля, курс доллара к гривне на черном рынке перешагнул отметку 30, выплаты по валютным кредитам из тяжелых стали невыносимыми. Для заемщиков стало очевидно, что ни на какие уступки банковская система, равно как и киевские власти, идти не собирается, в особенности после того, как Порошенко наложил вето на закон о запрете конфискации залогового имущества по ипотечным валютным кредитам. А ведь этот закон должен был стать первым в пакете законопроектов, предложенных так называемым «Кредитным майданом». Меморандум о реструктуризации кредитов в гривну и списании части задолженности, предложенный общественными организациями заемщиков, подписан только 13 банками и не является даже для них обязательным к исполнению документом.
Яркий пример западни, в которую попали люди, приводит одна из заемщиц - Юлия Анатольевна, бухгалтер из Харькова: "Должна быть какая-то структура, которая отвечает за такое "разрешалово". Это страна или цыганский табор? Взяла 64000 дол на покупку квартиры по курсу 4,8 грн за 1 долл (310000грн). Выплатила 52000 дол (400000грн). Остаюсь должна банку еще только по телу кредита больше 50 тыс долларов, а квартира теперь стоит не больше 30-32 тыс долларов, и все время падает в цене. Платеж ежемесячно - 725 долларов. Как я должна была просчитать такие риски? И почему банки рефинансируют, если я несу риски? Специально людей загнали в капкан....а теперь еще и травят!" И таких людей только в Харькове - тысячи. А в целом на Украине количество валютных кредитов только на жилье составляет несколько сотен тысяч.
"Не плачу кредит в "Авале" с сентября, до этого ежемесячный платеж был 530 долларов. В ноябре-декабре принимала участие в акциях Кредитного майдана, но быстро поняла, что толку от них никакого не будет. Собрались несколько сотен человек, постояли вначале под Нацбанком в Хмельницком, потом поехали в Киев - тоже постояли под Администрацией президента, сходили к парламенту. Думаете, это как-то сказалось на решении проблемы? Банк предлагает реструктуризацию по текущему курсу, и никакого списания задолженности. Более того, подпишут документы на реструктуризацию только в том случае, если я погашу все пени и штрафы", - рассказывает Виктория из Хмельницкого. У нее с мужем и двумя детьми кредит на двухкомнатную квартиру. По ее словам, "когда стало понятно, что спасение утопающих дело рук самих утопающих, я с другими заемщиками моего банка решили объединиться между собой. Пока нашли адвоката, скинулись, потому что одному такие услуги не по силам. Отдали ему наши кредитные договора, и будем подавать в суд на банк, не дожидаясь, пока они на нас подадут. Будем требовать списания всех штрафов и попытаемся перевести в гривну хотя по курсу начала года. Некоторые из нас уже согласны отдать квартиру банку, но только при условиях, что и задолженность будет списана целиком, независимо от рыночной стоимости жилья".
В группе в социальных сетях, которая объединяет валютных кредиторов из Одессы, всерьез обсуждается возможность всех въездов и выездов из города одномоментно: "Когда в 90-е годы власть пыталась закрыть наши рынки и магазины на окружной, мы только собрались перекрыть дорогу, и к нам приехали договариваться. Надо будет - и порты начнут бастовать, там тоже работают люди, у которых кредиты в валюте".
26 февраля валютные заемщики планируют организовать очередные массовые митинги в Киеве с требованием принять законодательные акты, которые сделают меморандум между заемщиками и банками обязательным к исполнению. Но пока даже те, кто собирается принимать участие в этой акции, не верят в ее положительное окончание: "Против нас выводят милицию и спецназ, как во времена Януковича, никто нас не слышит, а Гонтарева по-прежнему возглавляет Нацбанк. Даже когда мы пришли с шинами к администрации, всем на нас было плевать. Кроме того, у многих из нас просто денег нет ездить два-три раза в неделю в Киев на такие митинги - у кого дети, у кого работа, кто просто разуверился".
Банкиры считают, что подобная деятельность является контрпродуктивно