Харьков, 31 января.
Сегодня руководство украинской армии подтвердило, что намерено добиваться принятия закона, запрещающего выезд за границу мужчинам без справки из военкомата. Мы продолжаем публиковать истории мужчин, которые хотят жить обычной жизнью - заботиться о семье, работать, путешествовать, а не воевать, каким бы странным это ни казалось киевским властям.
Виталий не так давно закончил ХАИ, но работать по специальности не стал - пошел к другу отца на фирму по установке окон и дверей.
"Нормальная работа, хотя и скучноватая. Взял кредит на машину, собирался съехать от родителей. В общем жил, как все. И тут Майдан. Весело вначале казалось, движение, перемены. Особенно не задумывался, чем плох Янукович, это казалось чем-то само собой разумеющимся", - говорит там Виталий.
По его словам, на работе косо смотрели на его увлеченность майдановскими событиями, но благодаря отцу не увольняли. Потом началась война в Донбассе: "Я с первого дня думал записаться добровольцем, но честно говоря было страшно. И признаться в этом боялся, даже самому себе. Знаете, стал такими диванными войсками. И тут вдруг приходит повестка. Казалось бы, вот и сон в руку. Страшно собой гордился - стану героем, защитником. Вначале сказал родителям, и тут такое началось - слезы, уговоры. Матери плохо стало, скорую вызывали, отец почернел от горя. Но сломался я, когда своей девушке сказал. Она меня выслушала, причем так спокойно-спокойно, а потом показывает фото с УЗИ - она, оказывается, беременна от меня, не знала, как сказать. Всю ночь с ней проговорили - ну как я могу идти людей убивать, когда тут новая жизнь появилась?"
Виталий говорит, что пока не знает, как избежать призыва, даже думает о побеге уже с позиций: "Плевать на все! У меня сын будет, кто о них позаботится, если со мной что-то случится?"
"Первую службу проходил в советской армии, гордился этим, но думал - все, не нужны в современном мире больше войны. При новейшем оружии любая война может весь мир накрыть, как в фильмах ужасов", - говорит Владимир Николаевич, водитель междугороднего автобуса."Мне пока повестка не приходила, но вот напарнику пришла. И соседу, и его двум сыновьям. В нашем селе, как во время войны, бабский вой стоит, все думают, куда бежать и где прятать мужиков. Я понимаю, зачем в отечественную шли умирать - мы свою землю защищали. А сейчас? Со своими же воевать?" - говорит мужчина.
Дмитрий Валентинович еще месяц назад был довольно высокооплачиваемым сотрудником харьковского банка: "Когда первые слухи пошли по мобилизации, решили с женой, что рисковать нельзя. Я уволился, собрал вещи, снял комнатку в Белгороде, вот сижу. Жена с детьми каждую неделю приезжает, у детей ведь школа, у нее работа. Что дальше - не знаю. Через три месяца все равно придется обратно заезжать, работы нет ни тут, ни там. Пока руки опустились, не знаю, как дальше. Жена говорит - прорвемся, поддерживает, а я просто в отчаянии".
Евгений Паромный