Киев, 22 ноября.
С самого утра на майдане было людно. Трезво рассудив, что праздновать нечего, власть решила превратить первую годовщину «революции достоинства» в день траура и скорби.
Серия мероприятий началась возложением цветов Петром Порошенко и зажиганием лампадок возле символического памятного знака – креста героям «Небесной сотни». Во время возложения Петра Алексеевича совершенно невежливо освистали. Среди недовольных и раздосадованных украинцев бытует мнение что президент давно «продался Путину» - другого объяснения многочисленным провалам украинских военных на востоке они не находят.
Около 11.00 скорбную эстафету подхватила Юлия Тимошенко в сопровождении Александры Кужель и Сергея Власенко. Юлия Владимировна подолгу простаивала возле каждой фотографии с именами героев, отбивала низкие поклоны и внимательно следила за тем, чтобы журналисты как следует все запечатлели. Госпожу Тимошенко, оценив ее старания, освистывать не стали, но в 10 метрах от нее стихийно возник небольшой импровизированный митинг. Глас народа напоминал Тимошенко, что «не для того мы одних прогнали, чтобы другие пришли».
Но к проявлению социального недовольства организаторы хорошо подготовились и приложили все усилия, чтобы сосредоточить все внимание вчерашних революционеров исключительно на имперской угрозе. Министр культуры Евгений Нищук, периодически подбегавший к микрофону, ни о чем другом не говорил.
В 14.00 по столице прошелся Марш самообороны майдана. Любопытно, но четвертая сотня, состоящая из запорожских казаков, принимать участие в марше наотрез отказалась. По мнению запорожцев, которые незадолго до этого обвинили новую власть в репрессиях, руководитель самообороны Андрей Парубий, мягко говоря, не является порядочным и достойным защитником идеалов Майдана.
Ближе к вечеру главная площадь столицы окончательно заполнилась ностальгирующими пенсионерами и студентами с повязанными сине-желтыми ленточками. В 18:00 на сцене показались представители христианских конфессий и начали коллективный поминальный молебен. По завершению долгих церковных песнопений, владыки стали состязаться в ораторском искусстве, выдавая торжественные обещания рая для павших героев. Предстоятель украинской православной церкви разоткровенничался не на шутку, возвещая с подмостков: «Одна страна, один народ, один майдан, один господь Иисус, одно стадо, один пастырь».
Завершилось действо выступлением украинских артистов.
Основная часть народного вече должна состояться в воскресенье, 23 ноября.
Никита Никовин (фото автора)